Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Белорусские уголки
В соответствии с годовым планом работы учреждения дошкольного образования и с целью пополнения развивающей предметно-пространственной среды в ГУДО «Детский сад № 15 г.Бреста» был организован смотр-конкурс на лучший уголок белорусской культуры. Основная задача конкурса – формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение их к культурным и духовным ценностям своего народа, любви к родному городу, своей Родине.
Педагоги активизировали работу по пополнению и оснащению уголков белорусской культуры, представили качественные наглядно-информационные материалы: альбомы, тематические папки, лэпбуки различной тематики, дидактические игры, поделки, предметы быта и многое другое.
Родословное древо
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя множество задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к родителям. Важно ориентировать личность ребенка на систему семейных ценностей, традиций, историю собственной семьи. Ведь именно это помогает воспитать уважение к старшим и гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших традиций и семейных ценностей.
В народной культуре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далекие предки, его ствол и ветки – старшее поколение, дети, внуки. Древо жизни растет, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших.
У каждой семьи, несомненно, есть очень длинная и интересная история. Однако не все эту историю могут вспомнить. Поэтому возникла потребность в изучении истории своей семьи. И в этом помогли родители наших воспитанников, изготовив ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО СЕМЬИ. Фотографии, художественно оформленные в красивые рамочки, являются предметом гордости за свой род.
В результате изучения родословного древа семьи у детей установилась более тесная связь во взаимоотношениях с родителями.
Новый образовательный компонент "Основы гражданско-патриотической культуры" в учебной программе дошкольного образования 2022г
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Формировать представления о (об):
- расположении Республики Беларусь на географической карте и ее жителях;
- основных достопримечательностях малой родины и города Минска – столицы Республики Беларусь (площадь Победы, Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси, Центральный детский парк им. Максима Горького и др.);
- государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);
- государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Победы, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда); т.к. в эти дни проходят торжественные мероприятия с поднятием флага и исполнением гимна;
- белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики);
Формировать (развивать) умения:
- называть основные достопримечательности родного населенного пункта, столицы Республики Беларусь;
- соблюдать правила исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и подпевать гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);
Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к родному населенному пункту, Республике Беларусь.
СТАРШАЯ ГРУППА
Формировать:
- гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь;
- осознание себя гражданином Республики Беларусь, умение называть свою национальность и родителей;
- представления о людях, прославивших Беларусь: просветителях, Президенте Республики Беларусь, деятелях культуры и науки, космонавтах, спортсменах – олимпийских чемпионах, о достижениях знаменитых белорусов;
Формировать (развивать) умения:
- показывать на карте географическое положение Республики Беларусь, выделять ее среди других стран мира;
- рассказывать о малой родине, Республике Беларусь;
- рассказывать о достопримечательностях столицы, городов Республики Беларусь (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Мирский замок, Несвижский дворец, Лидский замок и др.);
- рассказывать о природе родного края, природных символах Беларуси, реках, озерах, заповедниках;
- рассказывать о Государственном гербе и Государственном флаге Республики Беларусь как о главных символах страны, подчеркивающих ее уникальность, раскрывающих историю нашей страны, ее культуру и национальные традиции, особенности быта и природы;
- соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);
- с помощью взрослого и самостоятельно называть фамилию, имя, отчество Президента Республики Беларусь, узнавать его на фотографии;
- рассказывать о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);
- рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (монументах, мемориальных комплексах и др.), посвященным событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, возведенных на территории Республики Беларусь (монумент Победы, мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы», «Прорыв», историко-культурный комплекс «Линия Сталина» и др.);
- рассказывать о белорусской армии, ее почетной обязанности охранять и защищать спокойствие и безопасность Родины
Воспитывать:
- чувство патриотизма и любви к Родине;
- уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру;
- уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов;
- чувство гордости за достижения своей страны (спортивные, культурные и др.);
- уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа;
- ценностное отношение к национальным и семейным традициям.
21 лютага - Дзень роднай мовы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается во всем мире каждый год как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию, на обеспечение права каждого человека пользоваться родным языком в своей деятельности.
«Родная мова, цудоўная мова!» – под таким девизом прошли мероприятия в государственном учреждении дошкольного образования “Ясли-сад № 15
г.Бреста».
В этот день педагоги с самого утра старались привлечь детей к общению на родном белорусском языке. В течение дня во всех возрастных группах были организован разнообразные мероприятия с вовлечением детей в ативную творческую деятельность.
Воспитанники вторых младших групп приняли участие в инсценировке белорусской народной сказки «Зайкава хатка», используя метод моделирования, рассказывали белорусскую народную сказку «Курачка-Рабка», эмоционально и выразительно в игровой форме исполняли произведения белорусского народного фольклора: «Кую,кую ножку», «Горкай, горкай, горачкай», «Гулі, гулі, гулі», узнавали литературных сказочных героев в игровом задании «Складзі казачнага героя», расширяли словарный запас в игре «Доскажи словечко».
Приняв участие в игре-викторине «Падарожжа з Несцеркам па вуснай народнай творчасці», воспитанники средних и старших групп развивали элементарные навыки коммуникации на белорусском языке. Передвигаясь вместе с героем Нестеркой по станциям: «Жартоўная», «Загадкавая», «Забаўляльная», «Павучальная», по мнемотаблицам дети рассказывали забавлянки, потешки, отгадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки о дружбе, о труде.
В средней группе № 2 была организована выставка рисунков детей и родителей «Мая краіна». Вместе со своими друзьями играли в белорусские народные игры «Гарлачык», «Яблынька», «Зайчык», «Шэры кот», «Вожык і мышы».
Устное народное творчество воспитывает в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. Белорусский народный фольклор как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Пословицы, поговорки, сказки помогают детям понять социальные отношения в обществе. Он как игра, развлечение, но в то же время через него воспитанники по-другому видят окружающий мир.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
2023 год объявлен Годом мира и созидания
2023 год объявлен
Годом мира и созидания
В целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства Президентом Республики Беларусь 2023 год объявлен Годом мира и созидания. Соответствующий Указ № 1 от 1 января 2023 года подписал Глава государства Александр Лукашенко.
Ключевыми направлениями в предстоящем году будут совершенствование системы военно-патриотического воспитания населения, продвижение мирных инициатив граждан и общественности, содействие межконфессиональному диалогу, обеспечивающему мир и согласие в белорусском обществе, демонстрация преимуществ белорусской экономической модели в условиях глобальной турбулентности, позиционирование созидательного труда как главного условия развития белорусского государства.
Такая тематика позволит укрепить восприятие Беларуси как островка мира, неоспоримая ценность которого для населения страны является весомым аргументом в достижении согласия по другим важнейшим вопросам общественной жизни. Белорусским ответом на милитаризацию в европейском регионе станет мирный созидательный труд соотечественников.
Программа патриотического воспитания населения Беларуси на 2022-2025 годы
Программа патриотического воспитания населения Беларуси на 2022-2025 годы
Постановлением Совета Министров №773 от 29 декабря 2021 года утверждена программа патриотического воспитания населения Беларуси на 2022-2025 годы.
Цель программы - совершенствование государственной политики патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Беларуси.
Программа предусматривает выполнение задач по формированию национальной идентичности, духовно-нравственному, историко-культурному, гражданско-патриотическому, военно-патриотическому воспитанию и др.
Смотр организации белорусского уголка в группах
В соответствии с годовым планом работы на 2022/2023 учебный год в государственном учреждении дошкольного образования "Детский сад № 15 г.Бреста" прошел смотр организации белорусского уголка в группах.
В данном конкурсе приняли участие все педагогические работники учреждения дошкольного образования. В рамках смотра организации белорусских уголков педагогами были представлены дидактические игры, лепбуки. Тематика дидактических пособий была разнообразной: любовь к семье, приобщение к народной культуре, знакомство с народными промыслами. Каждый участник смог показать свою креативность, творчество и индивидуальность.
Подведены итоги смотра, по результатам которого были выделены творческие педагоги и лучшие белорусские уголки. Педагоги будут отмечены выплатами стимулирующего характера, а остальные участники получат дипломы за участие в смотре.
Хочется выразить огромную благодарность всем педагогам, принявшим участие в смотре за труд и творчество!
Воспитываем гражданина
Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях образования, оно направлено на формирование у воспитанников первоначальных представлений о своей семье, родном крае, стране, государственных символах Республики Беларусь.
Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к государственным символам Республики Беларусь осуществляется как в специально организованной деятельности, так и в нерегламентированной. Работа в данном направлении строится педагогическими работниками в соответствии с Рекомендациями по использованию государственной символики в учреждениях образования, учебной программой дошкольного образования.
Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) формирование у воспитанников представлений о государственных символах республики Беларусь. В старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.
Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой педагоги используют следующие методы и приемы:
рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника;
рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельства о рождении, марок и др.);
слушание Государственного гимна Республики Беларусь с объяснением содержания, о том, как нужно себя вести во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
беседы с воспитанниками о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
наблюдения во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников);
чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к государственным символам (М.Позняков «Наш герб», «Наш сцяг», Н. Гальперович «Сімвалы маёй краіны», А Вольский «Радзіма»).
Знание воспитанниками государственной символики Республики Беларусь, понимания ее роли является важнейшим показателем сформированности у них гражданственности и патриотизма.