Советы учителя-дефектолога

Влияние на развитие мелкой моторики

Важность занятий артикуляционной гимнастикой с детьми с нарушениями звукопроизношения

ВАЖНОСТЬ ЗАНЯТИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

 С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

В данном информационном материале расписано, для чего необходима артикуляционная гимнастика, чему способствуют регулярные занятия, когда необходимо заниматься и как правильно ее выполнять.
 

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

В настоящее время все большее и большее количество детей имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

  • Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервную проводимость;
  • Улучшению подвижности артикуляционных органов;
  • Укреплению мышечной системы языка, губ, щек;
  • Уменьшению напряженности артикуляционных органов;
  • Подготовки ребенка к правильному произношению звуков;
  • Развитию гибкости органов речевого аппарата;
  • Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики:

• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно.
• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующего ускорения процесса устранения дефектов речи.

• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координ

Правила выполнения

Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по 5 раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счет, который ведет взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

Хотелось бы отметить, что артикуляционные упражнения имеют огромную роль, так как они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и помогают справиться с произношением даже самых сложных звуков.

 

Желаю удачи!

свернуть